Уровень первый. Начинающий профессионал или фотолюбитель, который даже пока еще не пытается научиться грамтно и правильно фотографировать, просто фиксирует в камере отпечаток действительности, которую он наблюдает через видоискатель.
Это так называемая бытовая фотография, например: «Я и друзья, близкие, я на фоне монумента, друзья на празднике, моё любимое домашнее животное». Как правило, здесь даже не стоит вести речь о серьезном построении кадра. Фотограф-непрофессионал пока еще не думает о композиции сделанной фотографии и её сюжете, ведь главная задача – сделать просто снимок «на память».
В этих фотокадрах нет объема, они часто очень плоски и двумерны. Такое фото будет интересно только автору и самим участникам. При этом фотоаппарат зеркалка не спасет дело, так как профессиональный фотоаппарат снимает технически более качественные кадры, а не более интересные.
Второй уровень. Здесь уже возникает понимание правильного кадра и желания научиться профессионально фотографировать что-нибудь, а главное делать все правильно как настоящий профессионал. Появляется также и понимание, что все объекты на будущей фотографии взаимодействуют друг с другом каким-либо образом, создают образ, и должны всегда ВМЕСТЕ нести смысловую нагрузку на снимок.
Полупрофессиональный фотограф не просто снимает фото и фотографирует интересные вещи, а делает целую композицию, в которой появляется новая красота в пространстве чаще всего невидимая обычному глазу. Хотя им может использоваться зеркалка для любителя.
Автор правильной фотографии уже обдумывает подходящий ракурс, план, перспективу и тому подобные моменты. В фотографии может и нет никакой сюжетной линии, которая вызовет какие-либо эмоции, но фото все равно становится интересным с точки зрения: а как это было сфотографировано?
Здесь, даже на плоском фотоснимке, появляется третье измерение и интерес. Присутствуют также и простые технические приемы, которые дают возможность создать объем для получения качественной профессиональной фотографии.
Третий уровень - сюжетный, профессиональный. Здесь в кадре есть и особый образ, и даже динамика, рождающее эмоции у зрителей. В любой плоскости здесь появляется четвертое измерение - даже движение времени. Тут мы ощущаем, что было до момента фотоснимка и даже что произойдет после него. Большая фотография - это маленькая жизнь.